Трудный подросток – это учащийся, у которого в течение
длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в
социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
Это проблемы в обучении; во взаимоотношении со
сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе
различного рода зависимости; комплексные проблемы.
Их проявлением может быть нарушение поведения (от замкнутости
до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т.
д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение
общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).
Важное условие предупреждения возникновения у
подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в
"группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность,
которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и
за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение
выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе
детских и подростковых общественных организаций и др.
Алгоритм
работы с учащимися «группы риска»
Работа
классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся.
Шаг 1.
Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.
Шаг 2.
Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.
Шаг 3.
Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими
детьми (психолог должен дать рекомендации).
Шаг 4.
Составить карту учащегося.
Шаг 5.
Определить формы работы с такими учащимися.
1. Каждому
классному руководителю необходимо:
составить план работы по профилактике безнадзорности и
правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и
групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на
дому, педагогические диагностики и т.д.;
вести дневник классного руководителя, где на каждого
ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа,
проводимая с ребенком и его родителями
Если данная работа не приносит положительного
результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный
профилактический учет.
Решение об
этом принимает Совет профилактики школы.
2. Причинами постановки на внутришкольный
профилактический учет могут быть:
нарушение
Устава школы;
систематическое
невыполнение домашнего задания;
отказ от
работы на уроке;
нарушение
дисциплины на уроке;
прогулы
учебных занятий;
драки,
грубость, сквернословие;
курение;
употребление
спиртных напитков;
совершение
правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции;
совершение
преступления;
систематическая
порча государственного и личного имущества;
издевательство над учащимися другой национальности,
вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися;
единичные случаи нарушения общественного порядка в
школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека;
совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое
установлена административная ответственность.
3.
Постановка на учет возможна:
по заявлению
классного руководителя;
по заявлению
администрации школы;
в результате совершения несовершеннолетними деяния, за
которое установлена административная ответственность;
в результате совершения несовершеннолетними деяния, за
которое установлена уголовная ответственность.
4. Предоставление документов для постановки на учет.
Заявление классного руководителя
Характеристика
на учащегося
Акт посещения на дому
Информация о профилактической работе с
несовершеннолетним
Выписка оценок за текущую четверть
Родителям отправляется уведомление о приглашении их на
заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно
рассматривается на заседании.
Школьный Совет профилактики разрабатывает план
профилактической работы с данным несовершеннолетним.
Если несовершеннолетний ставится на учет по
неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание
дополнительных занятий.
На учащегося заводится учетная карточка.
5.
Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений.
Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность
родителей.
Если в результате профилактической работы с
несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой
психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом
о психологической помощи в психологическую службу школы или района.
Если пишется заключение, что несовершеннолетнему
необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в
школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута
психолого-медико-педагогического сопровождения.
Если родители отказываются письменно от помощи,
предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с
ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних.
*