Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых путей развития. В теории и на практике разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. И чтобы сейчас не менялось, какие бы концепции не возникали, всё больше специалистов рассматривают качество образования как ведущее и доминирующее направление развития школы. С развитием современной системы образования возникает проблема определения качества образования. При этом в разных источниках существуют различные определении этого понятия.
В концепции 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан определена главная цель - формирование и развитие образованной и творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Нашим детям нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению ; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.
Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Педагог может создать условия для саморазвития обучающихся и такое умение учителя становится профессиональным требованием. В процессе обновления образования педагог-профессионал не транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности обучающихся. Поэтому ,в наше время настоящий педагог – это волшебник, который может творить чудеса и создавать мир, и в котором хочется просто быть, а значит, творить и узнавать пока еще непознанное.
Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь . Думаю, что вы со мной согласитесь в правоте этой мудрой мысли, которая полностью совпадает с концепцией 12-летнего среднего образования.
А теперь давайте обратимся к истории .За годы независимости этапы реформирования школы можно условно разделить следующим образом:
1991—1994 гг. — становление национальной системы образования, возрождение национальной системы семейного воспитания, провозглашение национальной модели школы, создание законодательной и нормативной базы системы образования, кризисные явления в системе образования;
1995—2000 гг. — концептуальное обоснование школьных реформ, разработка Государственного стандарта и программ, построенных по концентрическому принципу, создание республиканского Центра тестирования, первый этап осуществления Государственной программы информатизации 1997-2001 гг.
2001—2004 гг. — реализация Государственного стандарта образования 2002 г., начало издания учебников нового поколения (Целевая программа издания учебников нового поколения 20012007 гг.), второй этап информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002-2004 гг. и разработка стратегии вхождения в мировое образовательное пространство (Концепция развития образования в РК до 2015 г.), реализация идеи 12-летнего обучения в экспериментальном варианте в 104 школах республики по модели 4+6+2, введение единого национального тестирования (ЕНТ).
2005—2010 гг. — реализация Государственной программы развития образования на 2005-2010 гг. Подписание Болонской декларации в марте 2010 2007-2010 гг -переход на новый стандарт и программы обучения.
2010—2015 гг. — этап модернизации школьного образования и постепенного перехода на 12-летнее обучение.
Т.е. , отечественная система образования проходила путь постепенной интеграции в международную образовательную систему.
Нельзя не учитывать тот факт, что к двадцать первому веку мы обязаны обретением советской и отечественной систем образования, которыми гордимся и о недостатках которых часто спорим. И считаю, что осуществление реформ школьного образования необходимо вести с учетом опыта этих школы, т.е. бережно относиться к имеющемуся потенциалу, и синтезировать казахстанскую традиционную систему образования и опыт ряда ведущих стран мира.
Но «минус» состоит в том, что эти системы не соответствует духу времени. Происходящие изменения отражаются в первую очередь на методических системах обучения, основным компонентам которых являются цель, содержание, методы, средства, форм и контроля результатов обучения.
Вот поэтому возникла необходимость изменения содержания школьного образования в Республике Казахстан ,обусловленная следующими факторами:
В целом обновление содержания образования должно осуществляться, с одной стороны, в сторону уменьшения учебной нагрузки на ученика, а с другой — в сторону его обогащения через отражение ценностей нового мира, достижений общественных и естественных наук;
А теперь хочу поделится своими впечатлениями об обновленной программе. Ну, сначала позитивное:
Во-первых, подготовлен полный ресурс методических материалов для учителя: это учебные программы, поурочные планы, учебники, руководство для учителя, рекомендации по критериальному оцениванию
Во-вторых, были подготовлены тренера по обучению преподавателей начальных школ обновленному содержанию программ
В-третьих, введение трехязычия
В-четвертых, внедрение пятидневной учебной недели. Он нужен как для детей, так и для родителей. Весь цивилизованный мир понимает важность восстановления, важность общения в семье. Одного дня явно недостаточно. Мы практически удваиваем время для семейного воспитания и дополнительного развития ребенка. Появляется возможность больше заниматься спортом, музыкой, искусством - это тоже важно.
В-пятых ,эта программа даёт действительно нестандартно мыслить и выражать свои эмоции
В –шестых, даёт возможность педагогу творчески подходить к процессу обучения, выполняя роль волшебника, что поднимает статус учителя.
Ну ,а теперь проблемы в нашей работе по обновленной программе :
Во-первых, материально-техническая база школ особо не обновлялась, а это доставляет много неудобств
Во-вторых, в этом году уровень подготовки первоклассников разноуровневый и не соответствует новшествам программы (хочу отметить ,что это моя субъективное мнение)
В-третьих, не все родители первоклассников адекватно воспринимают нововведения в образовании. Но это не веская проблема, тут всё зависит от учителя
Что ещё хочется добавить :система образования Казахстана сейчас находится в переходном состоянии. Дать однозначную оценку достигнутого уровня образования пока трудно. Требуется некоторый период, чтобы проводимая модернизации сказалась положительно на результатах системы образования.
Хочется надеяться, что проводимые в стране реформы и нововведения образования — переход к двенадцатилетнем обучению, внедрение принципов Болонского процесса, широкое развитие международных связей в сфере образования и науки, творческая адаптация зарубежного и другие инновации в недалеком будущем приведут к существенном повышению качества образования в нашей стране.ф