Статью о деятельности школьного
музея хотелось бы начать с определения слова музей
- от лат. museum, от греч.
museum — храм муз — научно-просветительское или научно-исследовательское
учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию
произведений искусства, предметов истории, науки, быта, промышленности,
сельского хозяйства, материалов из жизни великих людей и т. д.
В настоящее время, когда школа
стоит перед необходимостью модернизации и гуманизации образования, существенную
роль в этом могут сыграть школьные краеведческие музеи, которые могут быть
одним из средств патриотического воспитания, социальной адаптации, накопления и
развития социального опыта учащихся. Музей формирует и развивает социально
значимые ценности человека. Школа при этом является одним из источников
формирования и развития гражданской личности. История – это учитель жизни, зная
прошлое, мы можем понять настоящее и сможем предвидеть будущее. Мало знать
перечень дат, событий, имена выдающихся людей, перечень памятников истории и
культуры.Нужно все это прочувствовать самому. Важная форма работы музея —
привлечение его материалов как в учебной работе, так и во внеурочной
деятельности по предмету. На уроках могут использоваться экспонаты музея как
средство для мотивации к написанию рефератов, научно-исследовательских работ,
докладов, ученических сообщений по отдельным темам. Педагоги образовательного
учреждения, классные руководители имеют возможность проводить уроки Мужества,
классные часы, круглые столы и семинары, воспользовавшись фондом школьного
музея.
Цель создания школьного
музея - преобразовать традиционное музейное пространство в
современную образовательную среду, способствующую патриотическому и
гражданскому воспитанию обучающихся посредством применения
информационно-коммуникационных технологий. Потенциал школьного музея для
воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативная,
просветительская, коммуникативная, воспитательная, эстетическая,
исследовательская. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла,
гуманистически ориентированной системы ценностей.
Музей является средством обучения
и воспитания подрастающего поколения, центром формирования патриотических и
гражданских качеств школьника. Он должен стать первым этапом на пути
формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной
культуре.
Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной
работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с
использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в
экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу.
В процессе работы дети могут познать важность коллективной деятельности, учатся
руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.
Эффективность деятельности
школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы
и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем
педагогическим коллективом. Школьный музей - это неотъемлемая и органическая
часть школы. Комната боевой славы при школьном музее воспитывает уважение к
памяти ветеранов,отдавших свою жизнь за счастливое будущее, воспитывает
бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя
воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к своей малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах
научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков
приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской
деятельности музея
Через проведение конкурсов, акций и мероприятий создаются условия
для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования
активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение
мотивации к работе в школьном музее. Применение методов ИКТ в работе школьного
музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся
к изучению истории своего родного края. Такая работа дает большую возможность
для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют
воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах
человеческой деятельности.
Информация, представленная в
школьном музее, может оказаться полезной и подходящей для различных
профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей.
Школьный музей - это сложный
организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы
коллектива педагогов, учащихся и общественности.
Таким образом, школьный музей
является средством обучения и воспитания подрастающего поколения, центром
формирования патриотических и гражданских качеств школьника.
Учащиеся должны знать и помнить
историю своей школы, историю своей малой Родины и в целом историю нашей
многонациональной страны.