«Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Алексеевка кентінің № 2 жалпы білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 2 поселка  Алексеевка отдела образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области»

Соц.Сети

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Критериальная система оценивания достижений обучающихся

03.09.2018

В 2018-2019 учебном году критериальная система оценивания осуществляется

в 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 классах.

Система критериального оценивания 

включает  формативное оценивание и

суммативное оценивание.

Критериальное оценивание позволяет формировать у обучающихся

способность  контролировать и оценивать

свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей в процессе   обучения  

по формированию функциональной грамотности и навыков широкого спектра.

На каждом уроке рекомендуется использовать элементы оценивания                 в целях своевременной поддержки

обучающихся, прогресса в обучении, информировать по результатам обучения

родителей.

Оценивание направлено на мотивирование детей к обучению, выявление

пробелов в знаниях и демонстрацию их учебных достижений. Обучающийся и учитель

могут индивидуально и совместно разработать план дальнейших действий для улучшения

учебных достижений.

Критериальное оценивание позволяет оценить степень развития навыков

обучающихся. Каждый урок должен начинаться                                                с

озвучивания/показа целей обучения и критериев их достижения. Обучающийся должен

понять, осмыслить поставленную цель обучения и узнать, как ее можно достичь.

Технология критериального оценивания основана на сравнении достижений

обучающихся с чётко определёнными, заранее известными критериями, позволящими

определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический

навык.

Важно фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого

обучающегося, динамику в сравнении с предыдущими достижениями. Преимущество системы

критериального оценивания  заключается в

снижении стрессовой нагрузки на обучающегося.

Учителю важно поддерживать  целенаправленную активность, инициативу,

самостоятельность в достижении цели, формировать  умение сделать выбор,  ответственность,  способность к рефлексии.

Система оценивания предполагает поддержку тесной связи учителя                    с родителями и ведение разъяснительной

работы с родителями. Родителям обучающихся объясняется цель и основные принципы

новой системы оценивания, проводится практический тренинг или мастер-класс для

родителей.

Родительское собрание учитель может проводить в  форме 

урока, работая с родителями по группам или парам, раздавая задания с

заранее известными критериями, предварительно обсуждая дескрипторы. На уроке

родителям дается возможность так же, как их детям, проводить самооценивание,

взаимооценивание, обсуждать результаты.

Итоги суммативного оценивания предоставляются обучающимся, родителям или

законным представителям ребенка в бумажном или электронном формате.

Учитель должен проводить оценивание в соответствии

с нормативными правовыми актами и с методическими материалами, разработанными в

помощь учителям, родителям и обучающимся:

– приказ Министра образования и науки Республики

Казахстан от 14 июня 2018 года № 272 «О внесении изменений и дополнений в

приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года

№ 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости,

промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»;   

– Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях

организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики

Казахстан в 2018-2019 учебном году»;

– Инструкция по процедурам критериального оценивания

и документированию для средней школы в рамках обновления содержания

образования;

– Руководство по критериальному оцениванию для

учителей начальной школы;

– Руководство по критериальному оцениванию для

учителей основной и общей средней школы: учебно-методическое  пособие;

– сборники заданий по формативному оцениванию в

разрезе классов, предметов и языков;

– сборники заданий по сумммативному оцениванию в

разрезе классов, предметов и языков;

– Методические рекомендации по суммативному оцениванию  в 

разрезе классов, предметов и языков.

Методические разработки можно найти на сайтах: nao.kz, smk.edu.kz.

Оценочная деятельность учителя – отбор,

разработка и  применение критериев

оценивания, способов  контроля и оценки.

Для оценочной деятельности обучающегося

необходимо:

регулярно

использовать разные виды оценивания (самооценка, взаимооценка);

– самостоятельно разрабатывать и

подбирать критерии оценивания учебных достижений обучающихся;

– разрабатывать и подбирать методы и

формы контроля;

– обеспечивать

регулярную обратную связь.

Учителю

необходимо:

1) определить

перечень целей обучения для оценивания;

2) определить

уровни оценивания (согласно таксономии Блума);

3) разработать

критерии оценивания (согласно целям обучения) или использовать критерии, разработанные  АОО « НИШ»;

4) определить количество

обучающихся и частоту предоставления обратной связи;

5) для обучающихся на

дому  разработать дифференцированные и/или индивидуальные задания с учетом учебной

нагрузки обучающегося на дому и изученного им учебного материала;

6) использовать  дифференцированные и/или индивидуальные задания, а также вносить

изменения в критерии оценивания с учетом особенностей обучающегося с особыми

образовательными потребностями;

7) по итогам суммативного оценивания

осуществлять с родителями постоянную непрерывную связь, предоставлять родителям

информацию об учебных достижениях обучающихся в виде рубрик, а также

осуществлять обратную связь в ходе родительских собраний.

Учителю важно знать, что при проверке

суммативных  работ обучающихся за раздел/четверть

и выставлении итоговых баллов нельзя

учитывать помарки, в том числе помарки при оформлении условий учебных

заданий.

Ведение портфолио обучающихся и  педагогов 

необязательно.

Внимание! На всех уровнях образования также

необязательно использование рабочих тетрадей.

Промежуточная

аттестация по итогам учебного года не проводится.

Рекомендуется придерживаться ряда установок при

оценивании:

1. Обучающиеся активно включаются  в процесс оценивания, в том числе регулярно

проводят самооценивание.

2. Оценивается только работа обучающегося, а

не его личность.

3. Работа обучающегося сравнивается не с

работами других учеников, а с образцом отлично выполненной работы.

4. Используются различные формы и виды

заданий, разрабатываются четкие и ясные описания идеально выполненных заданий.

5.Критерии оценивания известны обучающимся

заранее.

6.Самооценивание подразумевает также и

рефлексию обучающихся как обязательное условие развития личности.

7. Учебные задания СОР и СОЧ  для оценивания достижений обучающихся должны

включать пройденные (изученные)  цели

обучения. Критерии оценивания должны соответствовать целям обучения.

В формулировках  целей обучения отражены действия обучающихся:

наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки,  распознавать, определять, моделировать,  объяснять и т.д.  

Критерии оценивания результатов дают

возможность обучающемуся соотнести свой уровень подготовки с требованиями,

предъявляемыми учителем, педагогу скорректировать процесс  обучения и 

правильно  выбрать  уровень сложности работы.

8. Возможна совместная с обучающимися

разработка  критериев для оценивания и

самооценивания  учебных достижений.

9. Важно подобрать  учебные задания и продумать организацию

самооценки  обучающимися своих учебных

достижений в ходе урока.

10. Рекомендуется на уроке предоставлять

обучающимся возможность для  сравнения

самооценивания и взаимооценивания, организовать   рефлексию для нахождения причин собственных

ошибок.

Главный смысл самооценки состоит в

самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственных

учебных достижений. Процедура самооценки включает:

·                  

Принятие

обучающимся четких критериев оценивания или совместная разработка критериев.

·                  

Ознакомление

с учебным заданием.

·                  

Прогностическая

самооценка по критериям (смогу ли выполнить?, 

все ли смогу?, выполню часть задания?)

·                  

Рефлексивная

самооценка.

·                  

Работа

над ошибками.

Самооценка  должна предшествовать  оцениванию учителя.

Виды

самооценки

Прогностическая самооценка

осуществляется перед выполнением учебного задания и эффективна на этапе

подготовки к суммативным работам.

 Ученик определяет, что он сможет сделать

хорошо,  что его затруднит, что он не

сможет выполнить.

В соответствии с критериями оценивания

учебных достижений учителем составляются и подбираются соответствующие задания.

Критерии должны быть известны обучающимся до начала выполнения СОР и СОЧ.                     В этом случае обучающиеся

обращаются к ним постоянно и в ходе подготовки к суммативным  работам могут оценить свои возможности.

Ученик 

выясняет критерии, где занизил или завысил самооценку, находит причину своих

ошибок.

Прогностическое оценивание можно

использовать на этапе изучения нового материала, перед выполнением учебных

заданий.

Содержательная самооценка предельно

дифференцируется, что обеспечивает качественный 

самоанализ  учебной

деятельности,  ее результатов.

Вначале учитель предъявляет обучающимся

критерии оценивания учебных достижений.

Самооценке могут подвергаться и

общеучебные умения. Достижение одной из главных задач начальной школы – умения

учиться –  невозможно без формирования

умение сотрудничать, работать в группе, искать информацию, наблюдать,

формулировать и задавать вопросы и т.д. 

В первом классе  достаточно научить обучающихся пользоваться

инструментами оценивания, выбирать критерии оценивания, соотносить свои учебные

достижения с критериями оценивания.  Несовпадение

оценивания становится предметом рефлексии. 

Критериями

выступают предметные и общеучебные умения.

У выпускников начальной школы, к

примеру, должны быть сформированы следующие предметные общеучебные умения при

изучении предмета «Математика»:  приемы

решения текстовых (сюжетных) задач, математического моделирования.

Под математическим

моделированием понимается поэтапное овладение обучающимися конкретными

предметными умениями: представлять задачу в виде таблицы, схемы, числового

выражения, формулы (уравнения), чертежа и уметь осуществлять переход от одной

модели к другой. В частности, выпускник начальной школы должен не только решать

текстовую задачу в 1-2 действия, но и формулировать задачу (хотя бы в 1

действие) при заданных значениях величин и отношении между ними.

При изучении предмета «Естествознание»,

к примеру, необходима сформированность следующих умений:

–  устанавливать связи, зависимости между

объектами; характеризовать условия жизни и развития объектов;

– классифицировать, сравнивать объекты,

определять время и характеризовать пространство, в котором они существуют;

– 

применять методы науки, прежде всего, метод наблюдения, уметь проводить

измерения.

В соответствии со спецификой учебного

предмета и системой целей обучения разрабатываются критерии оценивания  по учебных предметам.

Учитель свободен в выборе и разработке

критериев оценивания учебных достижений обучающихся. 

1.  Диагностический

инструментарий должен включать  задания,

выполняющие не

только контролирующую, диагностирующую, но и обучающую и воспитывающую функции,

т.е.:

– задания могут

давать обучающемуся определенный объем новой информации, например: «Пользуясь текстом, объясни, почему дно

Аральского моря постепенно превращается в соленую пустыню? (не более  4-х предложений)»;

– задания

предполагают создание учеником новых схем действия, например: «Сформулируй задачу на кратное отношение

величин (с использованием отношений «больше в» или «меньше в») и реши ее».

2.  Задания должны

учитывать  разные факторы, один из  которых –

результат

обучения по предмету, а другой отражает личностные особенности обучающегося в

овладении общеучебными (универсальными) умениями. Например: «Выпиши из третьего абзаца текста три слова

с безударной гласной в корне, подбери к ним проверочные слова».

В зависимости от уровня подготовленности

детей класса, их обучаемости учитель может проектировать  достижение промежуточных  результатов 

в определенный отрезок времени в рамках формативного оценивания.

При этом следует подбирать такие

критерии оценивания достижений, чтобы необходимый (базовый) результат могли

продемонстрировать все обучающиеся класса. Все другие критерии могут быть

приняты как дополнительные на данный отрезок времени. Ряд обучающихся вполне

может быть оценен по дополнительным критериям, но всем 100% обучающимся для

того, чтобы успешно идти  дальше в обучении,

достаточно продемонстрировать результаты в соответствии с основными, базовыми

критериями. 

Рассмотрим приемы организации оценочной

деятельности в первом классе.

Вначале  критерием

выступает образец. Учитель демонстрирует правильное написание элемента

буквы, просит детей воспроизвести его в прописях и оценить свой учебный

результат в соответствии с образцом (эталоном).

После самооценки обучающегося оценивание

проводит учитель. Несовпадение оценок вызывает рефлексию: почему моя оценка не

совпала с оценкой учителя? Какой элемент буквы я написал неправильно? Ученик

стремится найти причину своей ошибки.

Каждую работу можно оценить по разным

критериям, но важно, чтобы ребенок учился видеть свой результат вначале через

призму одного критерия, затем нескольких. При подготовке к выполнению  задания учитель спрашивает учеников: «Какое

умение мы будем проверять? Какое правило? Что нужно для того, что бы правильно

его выполнить?» Так формулируется критерий.

Обучающиеся учатся видеть учебное

задание и учатся оценивать результат сквозь призму нескольких критериев.

Выполняя задание, обучающийся может

осуществлять самоконтроль учебных действий и грамотно оценивать себя по

сформулированным  критериям.

При подготовке к  диктанту, сочинению, контрольной работе,

написанию эссе  обучающиеся могут

ориентироваться  на сформулированные

критерии. Оценка результатов на основе критериев позволяет учителю быть более

объективным, ученику дает возможность прогнозировать уровень выполнения

учебного задания, находить и предупреждать причины ошибок.

Важно, чтобы учитель и обучающиеся

оценивали позитивно результаты учебной деятельности,  а ошибки обучающегося использовали                     для дальнейшего продвижения, для постановки

учебных целей. 

 

Просмотров: 597


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст