«Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Алексеевка кентінің № 2 жалпы білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 2 поселка  Алексеевка отдела образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области»

Соц.Сети

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Работа по формированию орфографической зоркости

04.01.2018

Русский язык считается самым трудным

предметом. Эта дисциплина, которая требует много труда, как от учителя, так и

от ученика. Главное внимание моё, как учителя, должно быть сосредоточено на

формировании орфографической грамотности учащихся, так как считаю, что уровень

грамотности учащихся – одна из острейших проблем образования.

Термин

«орфография» создан на базе корней

греческих слов «ортос – правильный» и

«грапо – пишу»: буквенным переводом

(калькой) его на русский язык является термин «правописание».

В

современном понимании орфография – это система правил написания слов. Правила

эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько

относительно-самостоятельных частей. Основными частями орфографии являются

следующие:

1.               

Буквенное обозначение звукового состава

слов. Эта часть орфографии является непосредственным продолжением графики (и

алфавита), поэтому общая задача буквенного обозначения звукового состава слов

решается графикой и орфографией совместно, например, (орфографическая часть

выделена): город, поддержка, возьми и т.п. все другие части орфографии с

графикой несопоставимы.

2.               

Раздельные, слитные и полуслитные (через

дефис – черточку, написания: никто, ни к кому, кое-кто, сделано по-твоему) и

т.п.

3.               

Употребление прописных (больших,

заглавных) и строчных (малых), букв: орел – птица, Орел – город и т.п.

4.               

Правила переноса – правила, позволяющие

одну часть слова написать в конце одной строки, а другую часть – в начале

следующей строки: письмо или пись-мо, но не «п-исьмо», «пис-ьмо»,

«письм-о».                                                                                                                         

Графические

буквенные сокращения слов (сокращение слов на письме): сознание – с., созн., но

не «со.», «соз.», «созн.» и т.п.

Орфографический навык –

это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается

на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение

анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный

состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, умение

подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

  Особая роль в формировании орфографического

навыка принадлежит начальным классам. Именно учитель должен научить учащихся

превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через

упражнения; осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он

приходит, наконец, к овладению навыком.

 

Орфографическая грамотность – это основная часть

общей языковой культуры любого человека, показатель точности выражения мысли и

взаимопонимания.

Словом«орфограмма» младшие школьники начинают

пользоваться уже на самых ранних этапах обучения письму. Еще в период обучения

грамоте опытный учитель включает в письменные упражнения первоклассников не

только такие слова, как дом, слива,

кукла, - так называемые алфавитные или фонетико-графические написания,

основанные на прямом соотношении между звуками и буквами, - но и слова типа пенал, снег, ежик, в которых существует

разница между произношением и написанием. Это делается для того, чтобы у

ребенка не возникла иллюзия благополучия (М.Р.Львов): писать научиться легко –

как слышишь, так и пиши. Нужно, чтобы ученик, улавливая несоответствие в

произношении и написании отдельных слов, понял, что для грамотного письма

недостаточно знание алфавита, необходимо освоение и других законов письма.

 Орфографическая зоркость

- это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином

произношении возможен выбор написания.

Необходимо

учитывать факторы формирования

орфографической зоркости, а это:

1. Зрительный фактор

срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

Ученые-психологи

доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он

запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова.

Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово,

чтобы ликвидировать ошибку.

2.

Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого.

Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он

сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3.

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно

достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки.

Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по

строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем

пишет его уже автоматически.

         4.Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка

играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.

Профессор

М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения

орфографической задачи:

1)

увидеть орфограмму в слове;

2)

определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой

грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3)

определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4)

определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить

алгоритм решения задачи;

5)

решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6)

написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более

обобщенном виде те же этапы представляет

Выделенные

М.Р. Львовым операции очень точно отражают структуру осознанно выполняемого

орфографического действия, однако, думается, их можно еще немного укрупнить.

Так,

если первая операция – это фактически постановка пишущим перед собой

орфографической задачи, вторая – это выбор способа ее решения (чаще всего

определение правила, которое следует применить), то третью, четвертую и пятую

можно слить воедино, считая, что это собственно решение поставленной задачи.

Однако

хорошо известно, что выполнение любого сложного действия (а орфографическое

действие является именно таким) должно завершаться проверкой полученного

результата. Поэтому будет правильно, если три названных компонента,

составляющие орфографическое действие, мы дополним четвертым: осуществление

орфографического самоконтроля.

Чему

же следует учить младших школьников, заботясь о становлении у них осознанного

орфографического действия? Ответ подсказывается проведенным только что

рассуждением: их следует учить выполнению каждого из четырех названных

компонентов этого действия.

Иначе

говоря, у младших школьников следует формировать 4 собственно орфографических

умения, а именно:

·       

ставить орфографические задачи, т.е.

обнаруживать орфограммы (орфографическую зоркость);

·       

устанавливать тип орфограммы, соотносить

её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего –

орфографическое правило);

·       

применять правило (верно выполнять предписываемый

им способ решения поставленной задачи);

·       

проверять написанное, осуществлять

орфографический самоконтроль.

Просмотров: 351


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст